Жизнеспособность патриархата: сохраняющиеся правовые анклавы

www.unwomen.org
92b940c46149743e44aa59761fc2dc53.jpg

Патриархат, или власть отца/мужа, возможно и стал «самым большим неудачником ХХ века», однако юридическое равноправие между женщинами и мужчинами еще нигде не достигнуто. Это можно четко увидеть, если взглянуть на три важнейшие области права, которые влияют на права женщин: равенство между дочерями и сыновьями в наследовании семейной собственности, равенство между женщинами и мужчинами при передаче их гражданства детям и криминализация изнасилования в браке.

Несмотря на важные изменения, произошедшие в прошлом веке, семейное законодательство последних десяти лет (2009–2017 гг.) в 189 странах по-прежнему представляет собой область, требующую совершенствования и доработки, со все еще наличествующими многочисленными правовыми анклавами патриархата.

Что касается гендерного равенства в наследовании семейной собственности, которого уже давно добиваются женские движения во многих частях мира, отношения к дочерям и сыновьям по-прежнему неодинаковы более чем в 20% стран, по которым имеются данные. Это особенно часто наблюдается в регионах Северной Африки и Западной Азии, странах Африки к югу от Сахары, а также Центральной и Южной Азии.

С учетом все еще высокой значимости сельского хозяйства во многих регионах мира дискриминационные законы о наследовании ограничивают права женщин на землю и становятся препятствием на пути к благополучию и автономии.

Вторым примером правового неравенства является неспособность женщины передать свое гражданство детям. К 2018 году в 13% стран, по которым имеются данные, замужние женщины не могли передавать свое гражданство детям таким же образом, как женатые мужчины; правовое неравенство особенно укоренилось в регионе Северной Африки и Западной Азии, где более чем в половине стран (54%) не соблюдались стандарты равноправия. 


Данное нарушение гендерного равноправия негативно сказывается на благополучии, поскольку в большинстве стран возможность трудоустройства, а также права на получение государственных услуг и социальной защиты обусловлены наличием гражданства. Кроме того, гражданство приобретает особенную важность в свете растущей миграции женщин и мужчин, которые создают семьи не в странах своего происхождения. 


Так же во многих обществах существуют глубоко укоренившиеся социальные нормы в отношении сексуальных прав мужчин и предполагаемого согласия женщин на любую сексуальную активность в браке. Несмотря на протесты феминистов в XIX веке, в западной юриспруденции мужчины имели законное право на секс в браке вплоть до 1970-х годов.

К 2018 году только в 42% стран (77 из 185) имеется законодательство, в явной форме криминализирующее изнасилование в браке. Из оставшихся 108 стран, в 74 предусмотрены положения, позволяющие женщинам подавать уголовные иски об изнасиловании против своих мужей. Таким образом, остается 34 страны (из 185), где изнасилование в браке не признается уголовным преступлением и женщины не могут подать уголовный иск в случае изнасилования мужем. Кроме того, в 12 странах (из 185) по-прежнему сохраняются положения, освобождающие лиц, виновных в изнасиловании, от судебного преследования, если они впоследствии вступают в брак с жертвой. 

Такая практика представляется крайне дискриминационной и противоречит стандартам в области прав человека. В нескольких странах, в частности в Иордании, Ливане, Государстве Палестина и Тунисе, недавно прошедшие кампании по информированию общественности и пропагандистские усилия женских правозащитных организаций привели к успешной отмене таких законов.

www.unwomen.org