Назад

Финансовая грамотность женщин

Женщины в целом более финансово грамотны, чем мужчины (значения Индекса финансовой грамотности у женщин – 12,46 балла, у мужчин – 12,27 баллов). Гендерные различия в уровне финансовой грамотности особо прослеживаются после 40 лет. Это связано с большей вовлеченностью женщин в финансовую деятельность своих домохозяйств (планирование регулярных расходов, организация финансирования иждивенцев и т.д.). При этом мужчины лучше женщин понимают базовые свойства финансовых продуктов (например, вкладов и займов), инфляции, а также взаимосвязи риска и доходности. Наиболее высоки финансовые знания у мужчин до 40 лет.

В каждой четвертой российской семье (26%) финансовые решения принимаются только одним из супругов, причем чаще это жена (16% против 10%). В семьях, где за принятие финансовых решений отвечает жена, чаще ведется семейный бюджет (53% против 47% в семьях, где финансовые решения принимает мужчина).

Женщины более склонны принимать взвешенные финансовые решения в повседневной жизни, планировать расходы и доходы, вести семейный бюджет, с расчетом выбирать финансовые продукты и услуги. Женщины также несколько больше, чем мужчины, ориентированы на достижение долгосрочных финансовых целей, чаще понимают необходимость соблюдения разумного баланса трат и сбережений (значение частного индекса «навыки» у женщин - 4,98, у мужчин - 4,79).

Женщины свойственна более высокая кредитная дисциплина и ответственность. Так, по результатам исследования НАФИ в июле 2019 года, 44% заемщиков высказали мнение, что небольшая задержка во внесении платежей по кредиту не страшна. Женщины реже мужчин соглашались с тем, что подобные просрочки допустимы (39% против 51%) [1].

Две трети работающих россиян (65%) считают, что умеют эффективно распоряжаться своими деньгами [2], однако имеет место завышенная самооценка собственного уровня финансовой грамотности. Чем старше человек – тем выше его финансовая самоуверенность. Это повышает уязвимость пожилых людей перед финансовыми мошенниками. Особенно данная тенденция прослеживается среди женщин старшего возраста. Учитывая, что с возрастом доля семей, в которых финансовые решения принимает женщина, растет, требуется дополнительно просвещение пожилых людей в вопросах финансовой безопасности.

Столкнувшись с финансовыми трудностями, россияне чаще замечают взаимосвязь между денежными проблемами и недостаточной информированностью в сфере финансов. Значительная часть населения (43%) заинтересованы в получении новых знаний в сфере финансов. Самая востребованная тема – способы защиты от мошенничества. Женщины проявляют интерес к финансовым темам чаще мужчин и больше открыты к учебе: повысить свою информированность в сфере финансов хотели бы 45% женщин и 39% мужчин. Наибольший интерес к финансовой информации демонстрирует молодежь, а после 50 лет запрос на такую информацию резко снижается. При этом женщины демонстрируют большее «финансовое любопытство» во всех возрастных группах, поэтому могут выступать амбассадорами финансовой грамотности в своих семьях и ближайшем окружении.

Диаграмма №1. Индекс финансовой грамотности в половозрастных группах.

Диаграмма №1. Индекс финансовой грамотности в половозрастных группах.

Диаграмма №2. Частный индекс Знания в половозрастных группах.

Диаграмма №2. Частный индекс Знания в половозрастных группах.

Диаграмма №3. Частный индекс Навыки в половозрастных группах.

Диаграмма №3. Частный индекс Навыки в половозрастных группах.

Диаграмма №4. Частный индекс Установки в половозрастных группах.

Диаграмма №4. Частный индекс Установки в половозрастных группах.

Диаграмма №5. Интерес к финансовым темам.

Диаграмма №5. Интерес к финансовым темам.

Диаграмма №6. Доля мужчин и женщин, давших высокие самооценки своей финансовой грамотности, распределение по возрастным группам.

Диаграмма №6. Доля мужчин и женщин, давших высокие самооценки своей финансовой грамотности, распределение по возрастным группам.

Финансовое поведение женщин в условиях пандемии коронавируса

Подавляющее большинство россиян (82%) в условиях пандемии коронавируса испытывают финансовые трудности. Отдельные социально-демографические группы в текущей ситуации становятся особо уязвимыми. Так, одинокие женщины с детьми, чаще представителей других социальных групп, сталкиваются с нехваткой средств на проживание (51%, в среднем по стране – 34%) [3]. Во многом данная ситуация подталкивает их к активному кредитованию – займы имеют больше половины матерей-одиночек (51%, в среднем по стране – 33% населения) [4].

Также женщины в целом ниже оценивают покупательную способность своей семьи, чем мужчины (88% против 76% [5]) и чаще дают пессимистичные оценки текущему материальному положению своих домохозяйств.

Женщины-предприниматели чаще говорили о негативных последствиях, чем мужчины (90% и 82% соответственно). Две трети женского бизнеса (68%) – это небольшие организации с численностью штата до 15 человек, работающие в сфере услуг, культуры, спорта и организации мероприятий [6].

В условиях сложной эпидемиологической обстановки сокращается число россиян, жертвующих деньги на благотворительность. Несмотря на это, более активными благотворителями остаются женщины. Они чаще мужчин делают регулярные пожертвования (29% против 20%) [7].


[1] https://nafi.ru/analytics/kazhdyy-chetvertyy-zaemshchik-schitaet-chto-nevozvrat-kredita-ne-yavlyaetsya-prestupleniem/

[2] https://nafi.ru/analytics/dve-treti-rabotayushchikh-rossiyan-gotovy-povyshat-uroven-finansovoy-gramotnosti/

[3] https://nafi.ru/analytics/issledovanie-kak-rossiyane-spravlyayutsya-s-finansovymi-trudnostyami/

[4] https://nafi.ru/analytics/portret-zaemshchika-kto-v-rossii-chashche-vsego-beret-kredity/

[5] https://nafi.ru/analytics/dve-treti-rabotayushchikh-rossiyan-gotovy-povyshat-uroven-finansovoy-gramotnosti/

[6] https://nafi.ru/analytics/biznes-v-izolyatsii/

[7] https://nafi.ru/analytics/rossiyane-stali-rezhe-davat-milostynyu-i-chashche-zhertvovat-dengi-po-vozdukhu-en-russians-more-will/