К акции Совета ЕЖФ, Фонда «Защитники Отечества» и Национального центра исторической памяти при Президенте РФ, которая проходит на платформе ВКонтакте и аккумулирует семейные истории о женщинах в годы Великой Отечественной, присоединяются трудовые коллективы столицы и регионов. Музеи, учреждения образования, медицины и т.д. хранят множество уникальных документов и сведений о выдающихся женщинах.
Группа студенток-комсомолок педагогического училища, успешно закончивших курсы медицинских сестер.
Фото Коноваленко, 1942 г. Хабаровский край, РГАКФФД.
Сообщество «Рельсы Победы» (паблик принадлежит Российскому университету транспорта) опубликовало документально подтвержденную биографию Елены Чухнюк, одной из первых женщин — железнодорожниц, удостоенных звания Героя Социалистического Труда. Ее история была пересказана в фильме 1949 года «Путь славы».
Елена Чухнюк
В 24 года Елена стала машинистом большегрузных составов на западных дорогах СССР. В годы войны она руководила бригадой в паровозной колонне № 4. Современники вспоминали ее девиз: «Если можешь, не стой на месте, двигайся, меняй скорость, сбивай с толку». Именно Чухнюк подвозила боеприпасы и авиабомбы для осаждённого Сталинграда, на станцию Петров Вал. Также она — участница Курской битвы, ее составы доставляли танки к полю боя. В 1943-1944 гг. она водила составы на Северо-Печорской железной дороге, доставляла уголь, смогла организовать скоростные маршруты в условиях сильных морозов.
Елене Чухнюк было всего 26 лет, когда она стала одной из трех железнодорожниц, удостоенных высшей госнаграды — Ордена Ленина. После войны она окончила МЭМИИТ (ныне Российский университет транспорта) по специальности «Паровозное хозяйство». В архиве вуза сохранилось ее личное дело.
Даровской музей Кировской области поделился историей труженицы тыла Нины Жолобовой. Уроженка деревни Ронжаки в годы войны работала на лесозаготовке. Древесина была нужна для строительства землянок и блиндажей, из нее делали автомобильные кузова и тару для боеприпасов. Много стройматериалов уходило на работы по восстановлению разрушенных городов. На лесоповале трудились женщины, старики и подростки, каждому отводилась своя роль.
После войны Нина Жолобова вышла замуж, родила 4 дочерей, всю жизнь трудилась в колхозе «Тороповский». Награждена медалью «За доблестный труд в годы ВОВ».
Марьяновский музей (Омская область) знакомит с историей Татьяны Данильченко (Кучерявой). После окончания семилетки она отправилась в Омск, выучилась на телеграфистку, а в 1943 г. была призвана в ряды РККА на должность связиста. Татьяна освоила аппарат Бодо, который принимал и передавал буквенные и цифровые сообщения, для чего использовались всего 5 клавиш и дополнительно — специальные кодированные карты. Дальность связи достигала 800 км. Именно аппараты Бодо, по словам историков, обслуживали генштаб Красной Армии и ставку Главнокомандующего.
Татьяна служила в Днепропетровске на 3 Украинском фронте, была очевидцем освобождения Молдавии, дошла до Варшавы. После демобилизации вышла замуж за фронтовика, жизнь обустроили в селе.
Екатерина Малкова
МБУК Тужинский районный краеведческий музей (Кировская область) восстановил историю рядовой Екатерины Малковой. Она служила в 71-м батальоне Воздушного наблюдения оповещения связи под Москвой, в 1944-м была переброшена в Смоленск, затем в Минск. Екатерину представили к медали «За победу над Германией» и ордену Отечественной войны II степени.
Принять участие в онлайн-марафоне можно до 15 апреля. Для этого необходимо разместить на своей странице ВКонтакте публикацию с обязательным хештегом #ПодвигЖенщинПобеды