Топ-3 барьеров к занятию собственным бизнесом среди женщин

Отсутствие стартовых финансовых возможностей — основной барьер к занятию собственным бизнесом среди женщин. Об этом свидетельствуют результаты шестой волны исследования, проведенного совместно с Комитетом по развитию женского предпринимательства «Опора России» и Банком «Открытие». Оператором исследования выступает Аналитический центр НАФИ**.

В топ-3 барьеров также входят нестабильная экономическая ситуация и психологические барьеры, связанные с отсутствием у женщин уверенности и знаний о том, как развивать бизнес.

Индекс женской предпринимательской активности отражает деловую активность женщин с трех сторон. Первая составляющая — «Культура предпринимательства»: она показывает отношение общества к женщинам-предпринимателям. Второй пункт — «Предпринимательская экосистема» — выражается в оценке условий ведения бизнеса: доступности финансирования, наличия необходимой инфраструктуры, возможностей для бизнес-образования и др. Третий компонент — «Личные качества» — учитывает такие факторы, как профессиональные навыки, семейная жизнь, хобби и пр.


Комментарий Гузелии Имаевой, генерального директора Аналитического центра НАФИ:

«Один из ключевых барьеров, из-за которых женщины не идут в бизнес или не готовы его масштабировать, — это нехватка соответствующих знаний и навыков.  Сегодня рынок бизнес-обучения активно развивается: мы наблюдаем появление новых адресных образовательных программ, в том числе для женщин в декрете, с маленькими детьми. Эти программы носят как дистанционный, так и очный характер. Из результатов исследования видно, что за полгода каждая вторая женщина-предприниматель получала дополнительные знания в области ведения бизнеса. Эту работу нужно продолжать, подключая широкий круг источников информирования о таких образовательных возможностях. Кого-то они мотивируют сделать первый шаг и попробовать себя в роли предпринимателя, а для тех, кто уже в бизнесе, послужат стимулом выходить на другие рынки, расширять ассортимент и логистику».


Комментарий Надии Черкасовой, председателя Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию женского предпринимательства, заместителя председателя правления банка «Открытие».

«Индекс WBI за четыре года нашего исследования в целом вырос на 13,4 п.п., а по сравнению с предыдущим годом показал свою устойчивость, что говорит о системной работе в развитии женского предпринимательства. Результаты исследования имеют практическую ценность как для самих предпринимателей, так и для институтов поддержки МСП, способствуя созданию таргетированных программ для женщин-предпринимателей. Комитет по развитию женского предпринимательства «ОПОРЫ РОССИИ», опираясь на данные исследований, создает и развивает образовательные и финансовые программы, проводя по всей стране, более 300 мероприятий в год».