Женское предпринимательство в России: как изменилось за 1 год и 5 лет?

19 ноября — Международный день женского предпринимательства. Праздник, проходящий под эгидой ООН, отмечается и в России. Шестой год в этот день публикуется Индекс женской предпринимательской активности WBI (Women Business Index) — один из основных докладов, по которым можно судить о развитии женской предпринимательской деятельности в нашей стране.

Исследование Women Business Index проводится по инициативе Комитета по развитию женского предпринимательства ОПОРА РОССИИ при поддержке банка «Открытие», Минэкономразвития России и Совета Евразийского женского форума при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Оператор исследования — Аналитический центр НАФИ.

Индекс женской предпринимательской активности характеризует деловую активность женщин по следующим направлениям:«Культура предпринимательства» - отношение общества к женщинам-предпринимателям; «Предпринимательская экосистема» - оценка условий ведения бизнеса: доступность инфраструктуры, финансов, бизнес-образования и прочее; а также «Личные качества женщины» - профессиональные навыки и деловые качества.

Результаты исследования женской предпринимательской активности в России:

По итогам первого полугодия 2019 года индекс составил 69,4 п. п. С 2015 года (старта исследования) индекс вырос на 13,4 п. п.

50% женщин-предпринимателей получили дополнительное бизнес-образование за последние полгода. Чаще всего женщины проходили обучение онлайн и выбирали формат самообразования.

Размер бизнеса большинства женщин-предпринимателей за последний год остался неизменным. 14% опрошенных расширили свой бизнес, создавая рабочие места (17%). При этом представители микропредприятий чаще говорили о сокращении бизнеса в текущем году (14% против 6%). 39% опрошенных отметили снижение оборотов за последние полгода, в то время, как 23% женщин-предпринимателей констатировали его рост. 

Согласно исследованию, женщины готовы к цифровой трансформации, активно используют дистанционные каналы продаж и социальные сети для продвижения бизнеса. Недостаточно внимания предпринимательницы уделяют интеграции в бизнес цифровых технологий и кибербезопасности.