Ирина Мастусова, исполнительный директор Ассоциации анимационного кино

В 2022 году Ассоциация анимационного кино отмечает десятилетний юбилей. Исполнительный директор ААК Ирина Мастусова рассказала порталу ЕЖФ о том, в каком состоянии сейчас находится индустрия, и оценила ее перспективы в новых экономических условиях. 

Ирина, почему вы выбрали индустрию анимации? 

Особенность анимации, в первую очередь, в ее миссии, обуславливающей социальную ответственность. На анимационном кино растут и воспитываются новые поколения, и важно, чтобы оно были качественным.  Наша задача – про­из­во­дить доб­рые и свет­лые филь­мы для мил­ли­онов де­тей и взрос­лых. 

Анимационное кино сочетает очень затратное, сложное и кропотливое производство с долгим возвратом инвестиций.  

В 2012 году отдельные анимационные студии объединились ради общей задачи создания индустрии анимации в России. Без поддержки государства отрасль не только не смогла бы развиться в заметный сектор креативных индустрий, но и могла бы не выжить как направление кинематографии. Таким образом, в течение 10 лет профессиональное сообщество вело системную работу с государственными органами, представителями бизнеса, общественными и творческими объединениями. В том числе благодаря этому российской анимации удалось достичь существенных успехов в последние годы и стать флагманом креативных индустрий в России.  

В чем отличие обычного предпринимателя от креативного? Какие задачи Вам приходится решать  дополнительно в этом контексте?

Креативные предприниматели – авторы, ху­дож­ни­ки и прос­ве­тите­ли, их рабочие инс­тру­мен­ты – идеи, слова и об­разы. Они вносят вклад в массовую культуру и в мировое культурное наследие. Креативному предпринимательству нужно обучать. В нашей стране система творческого образования не учит продавать продукт собственного авторства. Поэтому предприниматель чаще всего не равно автор. Но я вижу тенденцию к изменению. 

С какими вызовами Вы столкнулись в новых экономических условиях?

Анимационная индустрия сейчас проходит период турбулентности и перестройки. С одной стороны, приостановлен экспорт анимационного контента в ряд стран. С другой – уход иностранных компаний из кинопроката и с онлайн- платформ неожиданно открыл для индустрии беспрецедентные возможности, связанные с запросом на новый отечественный контент. Сложились условия, в которых мы начали осваивать новые рынки сбыта: регионы Латинской Америки и Азии, государства Персидского залива. Все эти обстоятельства ставят отрасль перед новыми системными вызовами. 

Какие перспективы Вы видите в своей сфере в дальнейшем?

Российская анимация – это уникальное культурное явление, которое является гордостью страны и имеет большой экспортный потенциал как мировой бренд. И в сегодняшних обстоятельствах она может стать гу­мани­тар­ным ко­ридо­ром для меж­ду­народ­но­го вза­имо­дей­ствия, для продолжения культурного диалога. 

Какие у Вас профессиональные планы на будущее?

Сейчас важно удержать набранные темпы роста или, как минимум, не сокращать их, не терять достигнутого за десятилетие. На новый уровень переходят вопросы экспортной поддержки и кадрового обеспечения. Следствием запущенных процессов стало то, что отрасль разработала 8 собственных профессиональных стандартов, единственная из креативных индустрий. 

У ААК есть ряд собственных образовательных и детских проектов, которые тоже хотелось бы воплотить, потому что воспитание новых поколений аниматоров – это тоже наша задача, в индустрии сейчас явный недостаток профессиональных кадров. А наша инициатива по созданию Дня российской анимации уже поддержана на высоком государственном уровне. В следующем году будет официальный праздник.

Ассоциация анимационного кино   – это профессиональная организация анимационного сообщества России, орган управления и коммуникации с органами власти, общественными институтами. ААК формирует  ежегодный каталог  актуальной анимации, организует детский конкурс  и фестиваль   «Аниматика», проект «Мульттерапия»,  ведет платформу МультАнима, на которой собраны все произведения российской авторской анимации за последние 30 лет.