По данным Минпромторга, с начала 2023 года объемы производства в легпроме в России значительно выросли: в выпуске изделий из кожи — на 47%, одежды — на 26%, текстильной продукции — на 14%. Такая тенденция наблюдается со времен пандемии коронавируса, с 2020-го.
Алла Сбитнева, Анна Богаделина
За последние два года 34% россиян покупали отечественные одежду, обувь и аксессуары, говорится в исследовании Аналитического центра НАФИ, который совместно с Советом ЕЖФ развивает проект «Исследование социально-экономического положения женщин: российский и международный опыт». По результатам опросов, 71% россиян отметил, что на рынке появилось больше отечественных товаров, 62% — что ассортимент стал шире, 53% — появились коллекции, разработанные российскими дизайнерами, 46% стали чаще покупать товары локальных брендов — производителей, специализирующихся на небольшом производстве одежды, 43% отметило, что обуви и аксессуаров собственного дизайна, качество товаров стало лучше.
Среди преимуществ отечественной продукции россияне назвали: удобство размерной сетки, качество изделий, качество материалов, низкую стоимость, широкий ассортимент.
Согласно исследованию, участникам опроса больше знакомы российские дизайнеры, чем отечественные марки обуви или одежды. 50% могут назвать хотя бы одного дизайнера из нашей страны, а знанием брендов отличились 43% респондентов.
18% россиян готовы покупать изделия только отечественной легкой промышленности.
41% опрошенных обратил внимание на более широкую представленность товаров в традиционном русском дизайне, например, с национальными орнаментами. Чаще других об этом говорили россияне от 18 до 25 лет, а также респонденты с очень высоким уровнем дохода.
По результатам исследования, специалисты Аналитического центра НАФИ сделали вывод, что российская легкая промышленность «выдержала стресс-тест».
Для привлечения кадров в отрасль Минпромторг работает над увеличением зарплат. Росстат зафиксировал рост средней заработной платы на предприятиях в пределах от 16 до 20%. Меняются и условия труда: организации переходят на технологичное оборудование, учитывают современные требования к системам вентиляции и освещения помещений, рабочей форме сотрудников.
Привлечению специалистов-женщин в отрасль способствует и проект Совета ЕЖФ «Женщины в легкой промышленности». Команда проекта создает возможности для их профессионального роста: организует образовательные программы, помогает в получении гранта на продвижение проектов в сфере легкой промышленности, работает над предложениями по импортозамещению сырья, комплектующих и оборудования, содействует масштабированию действующих производств для снижения себестоимости продукции, внедрению научных разработок на технологических линиях.
По инициативе команды проекта российские ученые-технологи из оборудования от разных поставщиков создали комплексы для швейных производств. В рамках проекта Сбер совместно с хлопчатобумажным комбинатом «Шуйские ситцы» планирует запустить производство лиоцелла объемом 60 тысяч тонн. Это покроет все потребности внутреннего рынка в таком виде сырья и позволит его частично экспортировать. Из лиоцелла будут шить ткани, одежду, форму для медиков.
В планах у команды проекта — поддерживать деятельность предприятий по оказанию медицинских услуг и проведению оздоровительных мероприятий для женщин, предоставлению детских путевок в оздоровительные лагеря. Участницы проекта намерены внедрить систему дополнительной мотивации для релокации одиноких женщин, занятых в отрасли — она может включать субсидии на аренду жилья, субсидирование банковских процентов по ипотеке.