О потенциале молодежи в развитии социальной повестки рассказала участница проекта Совета ЕЖФ «Исследование социально-экономического положения женщин: российский и международный опыт», директор направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ Алсу Гараева в рамках Форума социальных инноваций регионов.
Фото freepik.com
Аналитики впервые замерили Индекс социальной вовлеченности россиян. Он отражает мотивированную включенность населения в деятельность гражданских и общественных сообществ, в том числе в области защиты экологии, развития территорий, благотворительности.
Самое высокое значение Индекса было выявлено среди молодежи в возрасте 18–24 лет. У них 80 баллов из 100 возможных, в то время как среди всех россиян — 70 баллов. Это подтверждает активную жизненную и социальную позицию молодого поколения.
Исследователи выяснили, что современная молодежь особенно интересуется креативными индустриями. Наиболее привлекательной среди них является создание игр (геймдев). Работать в этой области хотел бы каждый четвертый. Среди молодежи также высоко желание заниматься бизнесом. Каждый четвертый из тех, кто задумывается о собственном предприятии, хотел бы, чтобы его дело было связано с креативными индустриями — творчеством или интеллектуальным трудом.
Еще один тренд, который отметили аналитики, — это распространенность среди молодежи осознанного потребления и продвижение ESG-повестки. Девушкам и юношам важна экологичность потребляемых товаров и услуг, они обращают внимание на маркировку, задумываются о сдачи сырья на переработку. Российская молодежь проявляет высокую степень осознанности и при поиске работы, обращает внимание на ценности и принципы, которых придерживается компания-работодатель: забота о здоровье и профессиональном развитии сотрудников, соблюдение их прав и ответственность перед партнерами и клиентами.
Еще одна тенденция — это повышенная включенность молодежи в процессы цифровизации. Девушки и юноши родились в цифровую эпоху, что дает им определенную фору: они активные пользователи онлайн-продуктов, и среди них выше уровень цифровой грамотности.
Ряд исследований выявил феномен обратного наставничества — это практика сотрудничества между поколениями, когда наставник может быть намного моложе своего ученика. Например, большинство девушек и юношей хотя бы иногда помогают старшим родственникам в настройке и использовании гаджетов, компьютера, интернета.
Эксперты Аналитического центра НАФИ рекомендуют создавать больше детских общественных советов при министерствах и ведомствах, чтобы поощрить активных подростков, учесть их идеи в реализации инициатив, а также организовывать больше очных мероприятий для раскрытия потенциала молодежи.